Предистория.
В 2008 году в Республике Татарстан произошла масштабная реорганизация в системе начального профессионального образования.
На экономическом языке – оптимизация численности и сети учебных заведений.
Предшествовало ей создание системы образовательных кластеров, в которые вошли предприятия и учебные заведения профильные Министерствам.
В городе Чистополь были ликвидированы два профессиональных училища и один лицей (ПУ № 5, ПУ № 18, ПЛ № 102) и создано новое «Профессиональное училище № 3».
История создания.
Напомним, что несколько лет назад страны Евросоюза официально назвали речной транспорт "приоритетным видом перевозок". Речное судоходство – это выгодно, дает работу миллионам человек, оно "райский уголок" для малого бизнеса.
Теоретически наш речной флот - один из самых крупных в мире, он представляет собой армаду, насчитывающую 26 тысяч судов.
С каждым годом возрастает спрос на специалистов транспортного профиля с учетом того факта, что транспорт сегодня становится все более высокотехнологичным, наукоемким и многофункциональным.
В декабре 2007 года на одном из заседаний Совета Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта (АПСРТ) были озвучены аналитические данные по комплектованию экипажей судов плавсоставом и высказана озабоченность состоянием дел в образовательной сфере. Многие профильные учебные заведения закрывались без учета мнения работодателей.
АПСРТ отметила целесообразность восстановления сети профессиональных учебных заведений, особенно путем реанимации школ командного состава, учебных комбинатов и речных училищ.
Сегодня в Татарстане от общемировых тенденций принято не отставать. В республике разработана и принята концепция развития водного транспорта до 2015 года, утвержденная год назад постановлением Кабинета Министров.
Создание частного образовательного учебного заведения начального профессионального образования «Профессиональное училища № 5» было инициировано группой предприятий отрасли, в том числе и собственником Чистопольского судоремонтного завода – ЗАО «Речтранс».
По сути, альтернатива государственным учреждениям была необходима для создания здоровой конкуренции на рынке образовательных услуг.
10 февраля 2009 года стало датой рождения частного учебного заведения «Профессиональное училище № 5». в г. Чистополь. Географически оно расположено в микрорайоне «пос. Водников».
Учебная база.
Очень важно понимать, что база учебного заведения, осуществляющего подготовку для водного транспорта, не может быть ограничена стенами самого учебного заведения. Любое судно (пассажирское, грузовое), любой порт – это тоже площадка отработки практических навыков.
Как она используется для процесса обучения и используется ли вообще – вот то главное, что уходит из поля зрения многих руководителей предприятий, учебных заведений. Во времена СССР система подготовки кадров на предприятиях действовала бесперебойно и максимально эффективно. В ней были и база, и традиции, и преемственность. (крупные и средние предприятии не могли без этого жить).
В Чистополе подобные структуры были на часовом, судоремонтном заводах, швейной фабрике и др. предприятиях. А что сегодня? Альтернативы нет. Поэтому наша главная задача - создание материальной базы учебного заведения, основанной на систематизировании и использовании производственных ресурсов (различные типы судов, судовые устройства, энергетические установки и т.д.) непосредственно предприятий, с которыми ЧОУ НПО «ПУ № 5» заключило договора на подготовку кадров с привлечением работников самого предприятия - капитанов, механиков и др. персонала.
Контингент.
Наш контингент состоит из людей с разным уровнем образования: школа училище, техникум, ВУЗ, а также работающих и безработных граждан. Возраст обучающихся не ограничен.
Контингент обучающихся разделен на два потока:
- получающие услугу впервые;
- получающие услугу вторично, в целях карьерного роста и плановой необходимости.
Обучение проводится как за счет средств обучающихся, так и за счет средств предприятий – заказчиков кадров.
Трудоустройство.
Важный аспект работы – трудоустройство. Мы изначально заложили этот процесс как обязательную составляющую итога обучения. На сегодняшний день проблема трудоустройства выпускника решена.
Производственное обучение и производственная практика проходят концентрированно в течение апреля - ноября месяца в условиях реальной навигации в районах плавания на судах речного флота. Учащимся предоставляются штатные рабочие места, выплачивается полная заработная плата (10-25 тысяч рублей в месяц в зависимости от района плавания и типа судна), социальные гарантии в соответствии с трудовым кодексом РФ.
Главный результат деятельности училища – это эффективность как организации. Она состоит из ряда компонентов:
- востребованность образовательных услуг;
- социальные гарантии;
- мобильность, оперативность, ориентация на запросы предприятий;
- оценка качества деятельности со стороны работодателя.
Настоящую оценку подготовки специалиста в образовательном учреждении могут и должны давать предприятия - заказчики кадров. Именно они определяют, насколько быстро вчерашний выпускник адаптировался в профессиональной среде.
Подтверждением качества нашей образовательной деятельности служат 17 благодарственных писем предприятий отрасли и Почетная грамота Ассоциации промышленных предприятий «Речпром» г. Москва.